ПРЕССА: Экологи рубят «хвосты» | 05:41 |
Газета Взгляд, 11 декабря 2008 - В Петербурге проходит акция протеста по поводу ввоза из Франции ядерных материалов. Питерские экологи начали акцию протеста по поводу прибытия в Петербург судна с гексафторидом урана. Экологи называют его «радиоактивными отходами» и «урановыми хвостами», а специалисты Росатома - сырьем для дальнейшей переработки в ядерное топливо. Проходящий у консульства Франции пикет (именно из этой страны следует груз) - далеко не первый, каждый год в город на Неве прибывают по 3-4 таких корабля. В успех своей акции экологи верят не очень, но отступать от своих принципов не намерены. По данным петербургского отделения Экологического правозащитного центра «Беллона», в город на Неве в четверг прибывает судно с «урановыми хвостами» из Франции. Корабль с русским названием «Замоскворечье» идет под мальтийским флагом. Экологи ожидают выгрузку с корабля побочного продукта обогащения урана – а именно отвального гексафторида урана. «Есть определенные подвижки. Атомщики хотя бы стали оправдываться по таким случаям, объяснять, разговаривать» На сайте организации приведена справка о том, что перевозит мальтийский корабль: «Обедненный гексафторид урана (урановые хвосты) — побочный продукт обогащения урана, возникающий при производстве топлива для атомных электростанций. В России и за рубежом накопилось несколько миллионов тонн обедненного гексафторида урана, планов по дальнейшему использованию которого в обозримой перспективе нет. Согласно российскому «Закону об использовании атомной энергии» (от 21 ноября 1995 года) радиоактивные отходы – это ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Таким образом, это вещество является радиоактивными отходами». На каком основании казалось бы запрещенные материалы завозятся в нашу страну, корреспонденту газеты ВЗГЛЯД объяснил активист петербургского экологического движения Рашид Алимов. «Есть одна юридическая тонкость: представители Росатома заверяют нас, что с этим самым гексафторидом в перспективе можно будет что-то сделать. А значит, формально - это как будто уже и не отходы. Нам говорят: это ценное сырье. Но что на практике представляет это «ценное сырье»? Из отвального гексафторида извлекается какая-то часть урана, а остальное остается лежать в России мертвым грузом. И эта оставшаяся часть достигает до 90% от груза», - говорит он. «Замоскворечье» вышло из французского порта Гавр 4 декабря. В четверг корабль прибывает в Петербург, дальше путь груза, по словам экологов, которые внимательно его отслеживают, лежит по железной дороге на Урал. Как рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД председатель петербургского отделения ЭПЦ «Беллона» Александр Никитин, в четверг у генконсульства Франции в Северной столице проходит одиночный пикет против ввоза отходов: «Наш человек стоит сейчас у консульства с плакатом, выражающим наш протест. Конечно, консул вряд ли к нему выйдет. Наша цель другая – такими акциями привлечь внимание к проблеме. Мы протестуем не первый раз, уже, можно сказать, по отработанной схеме. Ведь корабли с опасными отходами заходят в Петербург достаточно регулярно, в этом году - уже в третий или четвертый раз». Протесты по поводу «ядерных отходов» для экологов уже стали такой же будничной темой, как загрязнение рек промышленными предприятиями. Газета ВЗГЛЯД писала о встрече корабля с ядерными материалами в Петербурге в январе, марте и апреле этого года. В октябре мы рассказывали о секретной международной операции по доставке в Россию через Мурманск обогащенного урана из исследовательского реактора в Венгрии. Ее готовили специалисты из России и США. Представитель администрации США по ядерной безопасности даже назвал ее самой сложной и масштабной из всех подобных операций, осуществлявшихся до сих пор. Говоря о регулярных «встречах» в порту Петербурга кораблей с опасными грузами, председатель петербургской «Беллоны» Александр Никитин заявил, что он и его единомышленники всегда выступали и будут выступать против ввоза в нашу страну любых ядерных отходов. «Есть определенные подвижки. Атомщики хотя бы стали оправдываться по таким случаям, объяснять, разговаривать. На самом деле, у них тоже есть понимание того, что происходящее – не есть хорошо. Урановые хвосты завозятся в Россию в соответствии с крупным международным контрактом, заключенным несколько лет назад. Он был подписан еще старым руководством атомной отрасли. Нынешний Росатом не хочет и не может его разорвать, потому что там фигурируют очень большие деньги, неустойки при досрочном расторжении и т.д. Хотя, насколько я знаю, даже глава Росатома Кириенко говорит о том, что тот контракт ему не нравится. Есть надежда, что после 2009 года его не продлят». Впрочем, сами атомщики все эти утверждения экологов считают бессмысленными. Как рассказали газете ВЗГЛЯД в Росатоме, гексафторид урана вовсе не отходы, а вещество, из которого Россия имеет возможность производить ядерное топливо. «В гексафториде урана полезного изотопа уран-235, который используется в атомной энергетике, насчитывается на уровне 0,71%,- объяснил газете ВЗГЛЯД представитель Росатома. - Для того чтобы материал можно было использовать для производства ядерного топлива, его нужно дообогатить, то есть повысить концентрацию урана-235 до уровня 3,5-4%. Наши технологии позволяют доизвлекать полезные изотопы». Представитель Росатома объяснил также и ситуацию с международными контрактами. «В 1990- е годы атомная отрасль страны переживала не лучшие времена, был постчернобыльский синдром, атомные предприятия стояли, - говорит он. - И вот тогда были созданы обогатительные комбинаты, которые позволяли разделять изотопы, и надо было загрузить хоть какой-то работой. В это время Минпром подписал контракт с западными компаниями, которые поставляли нам материал - для них он был неперспективным, а мы могли извлекать из него полезные изотопы». По словам атомщиков, нынешние контракты, действительно, заканчиваются в 2009 году, однако Росатом не намерен их продлевать и тем более заключать новые. «Поскольку у нас в стране принята собственная программа развития атомной энергетики, то есть мы из природного материала вести обогащение, а не из вторичных материалов», -заключает эксперт. Текст: Денис Нижегородцев, Санкт-Петербург | |
Тема: Импорт "урановых хвостов" | Просмотров: 2607 | Добавил: ecd |