Суббота, 27.04.2024, 06:02
Приветствую Вас Гость
Главная » 2007 » Февраль » 2 » ПРЕССА: Зачем "зеленые" размахивали "хвостами"
ПРЕССА: Зачем "зеленые" размахивали "хвостами"
02:25

Аргументы и Факты в Томске, 2 февраля 2006 - Громкая акция "Гринписа", когда молодые люди во Франции приковали себя к подъемным кранам, чтобы помешать погрузке на российское судно якобы отработанного ядерного топлива, радиоактивных отходов, вдруг внезапно "сдулась". Отечественные, в том числе томские, "зеленые", напугав население опасными "урановыми хвостами", тоже вдруг притихли. О причинах этого и о сути проблемы наш корреспондент попросил рассказать читателям "АиФ-Томск" генерального директора Сибирского химического комбината Владимира Короткевича.

"Они работают исключительно по заказу"

- ВСЕ наши "зеленые" движения, сказал Владимир Михайлович, - видимо, хорошо оплачиваемые и работают исключительно по заказу. Причем вертикаль управления агиткомпанией, как мы видим в провалившейся истории с "хвостами", работает четко. Вначале представитель экологической группы в Томске рассказывает о вреде "урановых хвостов", потом "Гринпис" пытается во Франции арестовать груз для России. Одновременно звучит обманная связка этого груза и Сибирского химического комбината...

- То есть "зеленым" было заранее известно, что груз из Франции не опасен и не предназначается СХК?

- Представитель холдинга "Арева" Шарль Юфнажель сразу заявил, что в контейнерах не ядерные отходы, а "энергетический материал, который нуждается в обогащении". Подтвердил это и Росатом. Прекрасно знают в "Гринписе" и то, что рентабельная переработка отвального гексафторида урана возможна лишь по российским технологиям. В России четыре разделительных завода и только два, где получают гексафторид. Самый крупный из разделительных - Уральский электрохимический комбинат, где сосредоточена половина мощностей, работающих на гексафториде. То есть и сам исходный для обогащения гексафторид урана с более высоким содержанием урана-235, и те самые "хвосты" с пятидесятых годов возят на Урал через всю Россию и в Сибирь, и никого это не волновало. Но теперь ситуация на рынке изменилась, и у определенных кругов в мировом бизнесе возникло желание "опустить" уральцев, северчан и всю российскую атомную энергетику с помощью "зеленого" шантажа, особенно в условиях, когда собственная добыча природного урана в России составляет не более 15-20% от общей в нем потребности.

Когда в России речь пошла о строительстве АСТ-500, наши "зеленые" поднялись против таких проектов синхронно с движениями в Германии, с отрицательной позицией руководства США, которые также возражали против развития атомной энергетики. Сегодня, когда правительства США, Германии, Италии, Великобритании изменили позицию, повернулись лицом к атомной энергетике, осознав, что запасы нефти и газа исчерпаемы (да и не нравится европейцам сидеть на "газовой игле"), тема атомных станций в "зеленом" движении снялась. Более того, когда наш президент и ученые заговорили о том, что не обеспечивается прирост мощностей в промышленности и удвоение ВВП из-за дефицита электроэнергии, губернаторы "встали в очередь" на строительство атомных станций в своих регионах.

Еще пример. При министре Адамове и после него мы были свидетелями массированного наезда "зеленых" на ОЯТ (отработанное ядерное топливо). А когда стало ясно, что "дурных" бизнесменов нет и никто реально не собирается отдавать в Россию ОЯТ, а японцы после многолетних усилий собрались запустить очень большой комплекс по переработке ОЯТ, выдохлась и эта тема. Стало ясно, что на ней критикам атомных проектов не заработать.

Дальняя цель поднятой шумихи - экспорт

- ЧЕМ же сегодня объяснялась синхронность "зеленых" разных стран в отношении "хвостов"?

- Дело в том, что до 2003 года присутствие наших предприятий на зарубежном рынке было не столь ощутимым как теперь. За последние два-три года экспорт Росатома резко возрос. В 2004 году наша отрасль превзошла советские доперестроечные объемы по производству электроэнергии на атомных станциях и зарабатывает за счет торговли низкообогащенным ураном сумму порядка трех (!) миллиардов долларов. Присутствие России на рынке обогащенного урана в 2005 году составило 40 процентов и поставлена задача в ближайшие годы выйти на уровень 45. Это, конечно, западному бизнесу не нравится. В течение многих лет диффузионные методы производства низкообогащенного урана на Западе оставались не конкурентоспособными нашему производству - с помощью центрифуг. Сейчас во Франции, США пытаются перейти на центрифуги, но это займет несколько лет, а рынок занят Россией. Да и себестоимость продукции у нас ниже. Мы не утратили научно-технического превосходства - наши установки более экономичны, да и зарплаты у нас существенно ниже.

Вот потому-то у конкурентов возникает большое желание отодвинуть Россию на рынке. Для этого любые средства хороши, и думаю, наезд на "хвосты" один из элементов такой зачистки рынка от России. Расчет не только на то, чтобы дискредитировать наши предприятия, в том числе Сибирский химический комбинат, но и на то, что у России не хватает уранового сырья. Из добывающих производств бывшего Союза у России осталось одно Приаргунье. И если нашим предприятиям запретить работать с "хвостами", ситуация станет критической для атомной энергетики, оставит атомные станции без топлива. Словом, "хвосты" нам выгодны во всех отношениях, и это поняли везде - предложений по ним стало гораздо меньше. Сегодня "хвостов" ввозится в Россию раза в три меньше, чем 10-15 лет назад. И если перестанут завозить вообще, это может сорвать российско-американский контракт по ВОУ-НОУ (переработка высокообогащенного оружейного урана в низкообогащенный, необходимый для производства топлива для АЭС).

- "Хвосты" участвуют в технологии превращения высокообогащенного урана в низкообогащенный?

- Этот процесс происходит при разбавлении высокообогащенного урана, который сперва еще надо почистить на химико-металлургических заводах, чтобы избавить от примесей. Разбавитель должен быть чище природного урана, а чище природного урана у нас только "хвосты", которые специалисты давно оценили. По контрактам ВОУ-НОУ у нас 20-процентная рентабельность, и тот, кто сегодня стремится помешать выполнению этих контрактов, работает против СХК, а значит, и против Северска, которому мы платим налоги. Скажу больше: такие атаки "зеленых" подрывают экспортный потенциал России.

Запас прочности 80 -100 лет

- КАК долго "хвосты" будут иметь ведущее значение для атомной энергетики и если вдруг станут в обозримом будущем не столь нужны, то, как долго они могут храниться?

В мире в течение 25-30 лет подавляющее число атомных реакторов будут реакторами на тепловых нейтронах, а они работают на уране, который получен обогащением гексафторида. На всех площадках атомных производств в мире "хвосты" стоят в металлических контейнерах (в землю их закапывать никто не собирается), срок хранения которых 80 - 100 лет. После этого содержимое можно переместить в новую тару на столько же лет. Повторю. Полвека ежегодно тысячи тонн гексафторида и тысячи тонн отвального материала перемещались с места на место, и при этом не было ни одного (!)Ч П.

НАША СПРАВКА

ВНАЧАЛЕ добывается природный уран. После первичной обработки из него получается гексафторид урана. Затем происходит так называемый "процесс обогащения", когда путем длительной и сложной операции выделяется уран-235, который в дальнейшем идет на топливо для атомных электростанций. Остатки же, в которых содержание урана-235 не превышает 0, 3%, носит название "отвального гексафторида урана". На своем профессиональном языке атомщики именуют этот продукт "хвостом". "Хвосты везут в Россию, потому что сейчас только в России есть рентабельная технология, благодаря которой отвальный гексафторид урана можно превратить в топливо для АЭС.

Пора доверять специалистам

В ПЕРВЫЕ годы российской демократии движение против безбожно дымящих труб и выливаемых в реки ядохимикатов было бескорыстным и реально ограничивало беспредел. О критике атомщиков "зеленые" тогда и не помышляли - закрытое было ведомство. Когда же она стала возможна, состав защитников экологии уже претерпел изменения. Вместе с искренними людьми в движение вошли те, кто получал от протестов политическую выгоду. Была и откровенная "покупка". В конце восьмидесятых довелось видеть вопросник одной заграничной структуры, именующей себя антиядерной. Вопросник предназначался томским "зеленым" по поводу нашего СХК и больше напоминал шпионскую инструкцию.

Сейчас, в условиях рынка, конкуренции, тем, кто без раздумий встает на сторону "зеленых", атакующих атомщиков, не мешало бы задуматься о том, что вместо военного идет жесткое экономическое противостояние. На акции против атомной энергетики выводят студентов, профессионально далеких не то что от проблем мирного атома, вообще от техники. Главное бросить пугающий антиядерный лозунг, а дальше, при радиофобии, распространенной в обществе, нетрудно поднять информационную волну. Нередко на радиофобии зарабатывают очки политики. Между тем у них есть возможность поехать на СХК, поговорить со специалистами или с коллегами-депутатами в Северске. В томской городской думе даже создана комиссия по ядерной безопасности. Интересно, зачем? Не думают же депутаты, что их коллеги в Северске сплошь ангажированы, что их не заботит здоровье ста тысяч горожан и собственных детей?!

КСТАТИ

Владимир ХЛЕБНИКОВ, директор Первой генерирующей компании, заявил, что рост потребления электроэнергии на Урале в 6 раз превышает прогнозы.

Генеральный директор концерна "Белэнерго" Сергей БЕЛЫЙ на встрече с прессой высказался за создание в Беларуси атомной электростанции.

Глава Минэнерго Казахстана Владимир ШКОЛЬНИК также считает, что в республике необходимо развивать атомную энергетику. (Казахстан располагает крупнейшими в мире запасами урана).

По сообщениям немецкой газеты "Франкфуртер Альгемайне Цайтунг", в странах Балтии крепнет желание построить атомную электростанцию
Тема: Импорт "урановых хвостов" | Просмотров: 2302 | Добавил: ecd